Развитие длиною в жизнь
Олег Бокачёв 16.12.2022

ВСТУПЛЕНИЕ

Тема непрерывного самостоятельного образования и развития, или постоянного обучения, стала актуальной с конца 60-х годов XX столетия, и с тех пор её важность постоянно растёт. Особую значимость этот вопрос обретает сегодня, в эпоху глобального кризиса, охватившего все сферы человеческой жизни от духовности, науки, образования и культуры до производства, медицины, политики и финансов. Рано или поздно каждый из нас окажется перед необходимостью кардинального выбора направления своего развития.

Хартия европейских университетов, принятая в 2008 Ассоциацией университетов Европы, даёт следующее определение: «В настоящее время терминология обучения на протяжении всей жизни охватывает множество понятий, в том числе начальное образование для находящихся в неблагоприятном положении, непрерывное образование и профессиональную подготовку для высококвалифицированных выпускников, а также возможности культурного обогащения после выхода на пенсию, и в значительной степени открыта для интерпретации на местном, региональном и национальном уровнях». На практике под этим термином обычно понимается обучение, выходящее за рамки традиционных форматов учебных учреждений и подразумевающее междисциплинарность, модульность курсов, e-learning, включение элементов исследования в процесс обучения и доступность для более широкого социального и возрастного спектра обучающихся.

Отмечая как позитивный фактор масштабность европейских инициатив в этой области, их открытость и стремление к отходу от устоявшихся шаблонов, нельзя не отметить и главную, на наш взгляд, проблему — недостаточную определённость концептуальной основы в вопросе развития человека. У каждого человека своя жизненная ситуация, побуждающая его к повышению своей квалификации или освоению совершенно новой специальности. Однако, масштаб данного вопроса не ограничен индивидуумом, отдельной категорией людей или даже страной, а имеет отношение к тому, куда должно быть направлено в своём развитии всё человечество в целом во главе с наиболее прогрессивными его представителями. Поэтому ставить вопрос о развитии отдельного человека, в его индивидуальной жизненной ситуации, мы можем только в контексте общечеловеческого развития. Это означает, что необходимы универсальные меры, действительные для всех людей и во все времена.

На основе каких системных мер, или принципов, могли бы строиться концепции образования? На какие ориентиры равняться самому индивидууму в вопросах личного развития? Как определить динамику движения на протяжении всей жизни и то, на каком этапе находится человек в конкретный момент времени? Как не сойти с правильного пути? Существует ли максимальная реализация человека? В чём именно нужно усиливать свою личность, чтобы в конце концов достичь этой максимальной реализации?

Данной публикацией мы хотели бы внести вклад в формирование справедливого для всех представления об этапах развития личности на протяжении всей жизни и предлагаем к рассмотрению систему универсальных мер развития человека, которая могла бы помочь в нахождении ответов на обозначенные выше вопросы.

РЕШЕНИЕ

В качестве естественной системы мер развития человека мы предлагаем использовать человеческое тело.

Наше собственное тело мы не создали сами, а получили от сил свыше как универсальный и наиболее близкий нам инструмент познания реальности и взаимодействия с ней. Более совершенной системы, нежели собственное тело, нам создать не удастся, так как всё создаваемое нами — это только проявление доступных нам через тело функциональных возможностей. Благодаря своей прямоходячести оно представляет собой одно из немногих вертикальных явлений в природе и демонстрирует иерархию уровней жизни, каждый из которых имеет свою определённую функцию. Чем выше уровень по телу, тем сложнее функция, качественное выполнение которой требует от человека более развитого состояния. Поэтому мы можем принять наше тело за абсолютную меру, или мерную шкалу нашего развития.

Ключевым инструментом предлагаемого нами подхода является Универсальная матрица LiveDevice. С её помощью мы различаем в теле пять целостных систем, или шкал разного масштаба, каждая из которых содержит свой ряд значений. Подробно принципы формирования Универсальной матрицы рассмотрены в нашей публикации LiveDevice I. Основы подхода.

По сути, данная матрица — это универсальный инструмент для анализа любых вопросов, с которыми сталкивается человек. Соответственно, она может быть применена и для решения проблемы развития человека на протяжении всей его жизни.

Актуальные статьи
Предназначение — освободиться из инкубатора

Потенциал человека — то, что скрыто от нас. От чего зависит, раскроется ли весь потенциал, или только его часть? Раскроется ли он стандартно, или в индивидуальном узоре?

Раджа-йога и уровни нашего тела

Раджа-йога и LiveDevice указывают на естественные восходящие уровни развития человека и не должны противоречить друг другу. Проверим их взаимное соответствие.

Методика индивидуального консультирования

Описание методики индивидуального консультирования на основе подхода LiveDevice

Lifelong Development
Oleg Bokachov 16.12.2022

INTRODUCTION

The subject of continuous independent education and development, or lifelong learning, has become relevant in the late 60s of the XX century, and since then its importance has been constantly growing. This topic is of particular importance today, in the era of a global crisis that has engulfed all spheres of human life from spirituality, science, education and culture to production, medicine, politics and finance. Sooner or later, each of us will face the need for a cardinal choice of the direction of our development.

The European Universities’ Charter on Lifelong Learning, adopted in 2008 by the European University Association, provides the following definition: “Currently the terminology of lifelong learning embraces many concepts — including initial education for disadvantaged groups, continuing education and training for well-qualified graduates, and post-retirement opportunities for cultural enrichment — and is subject to considerable local, regional and national interpretation.” In practice, this term is usually understood as learning that goes beyond the traditional formats of educational institutions and implies interdisciplinarity, modularity of courses, e-learning, the inclusion of research elements in the learning process and accessibility to a wider social and age range of students.

While noting as a positive factor the scale of European initiatives in this area, their openness and the desire to move away from established routines, we would like to point out the main problem, as we see it — the lack of definiteness of the conceptual framework in the area of human development. Certainly, each individual has his own life situation, prompting him to improve his skills or master a completely new profession. However, the scale of this issue is not limited to one person, a separate category of people or even a country, but is related to where humanity as a whole, headed by its most progressive representatives, should be directed in its development. Therefore, only in the context of universal human development can we raise the question of the development of an individual person, in his individual life situation. This means that universal measures are needed, valid for all people and at all times.

The question is however, on the basis of what systemic measures, or principles, could the concept of education be built? What guidelines should the individual follow in matters of personal development? How to determine the dynamics of movement throughout life and at what stage of this journey does a person find himself at a particular moment in time? How can we make sure that we do not deviate from the right path? Is there a maximum human realisation? In what exactly does one need to strengthen his personality in order to ultimately achieve this maximum fulfilment?

With this publication, we would like to contribute to the formation of an idea of the stages of personal development throughout life valid for everyone. We therefore offer for consideration a system of universal measures of human development that could help in finding answers to the above questions.

SOLUTION

As a natural system of measures of human development, we propose to use the human body.

We did not create our own body ourselves, but received it from the forces above and beyond our reach. It is a universal tool that is closest for us, as a true observer of this life, and used by us for cognizing reality and interacting with it. We will not be able to create a more perfect system than our own body, since everything we produce is only a manifestation of the functional capabilities available to us through the body. Due to its upright posture, it is one of the few vertical phenomena in nature and shows a hierarchy of levels of life, each of which has its own specific function. The higher the level in the body, the more complex the function, and the qualitative performance of it requires a more developed state of an individual. Therefore, we can take our body as an absolute measure, or a measuring scale of our development.

The key tool of our approach is the Universal LiveDevice-Matrix. With its help, we distinguish in the body five integral systems, or scales of different dimensions, each of which contains its own range of values. The principles of how the Universal Matrix is built are described in detail in our publication LiveDevice I. Basics of the Approach.

In fact, this matrix is ​​a universal tool for analysing any issues that a person faces. Accordingly, it can also be applied to the questions of lifelong personal development.

Actual Articles
Escape from the Incubator

The potential of any individual is naturally concealed from him or her. Will our potential develop fully, or partially? Will it develop in a standard way, or will it take a very personal pattern?

Raja Yoga and levels of our body

Raja Yoga and LiveDevice indicate the natural ascending levels of human development and should not contradict each other. We check their mutual correspondence.

Individual counselling technique

Description of the method for individual counselling based on the LiveDevice approach